×

Внимание

Форум находится в режиме только для чтения.

Возможности DSP обработки сигналов ядром Cortex M0 в контроллерах STM32F030

10 года 5 мес. назад #5897 от prom
Низкая дискретизация звукового сигнала воспринимается человеческим ухом как посторонние шумы...

Низкая дискретизация звукового сигнала воспринимается человеческим ухом как посторонние шумы высоких частот – шипение в момент звукового  воспроизведения. Природа этого звука показана ниже на рисунке. Чёрной линией показан реальный звуковой сигнал, а столбиками – его цифровое отображение. Резкие вертикальные фронты цифрового сигнала являются как раз источником шума высоких частот. Повышая дискретизацию сигнала во времени, вы автоматически снижаете уровень цифрового перепада и повышаете его частоту до «не воспринимаемой человеческим ухом».

MO DSP 1

Рис 1. Цифровой и аналоговый сигнал

Собственно говоря, повышением частоты дискретизации цифровых данных мы и займёмся. Для восстановления сигнала будем строить параболу 3-й степени по четырём точкам входных данных. Линейная алгебра начальных курсов ВУЗа утверждает, что по четырём точкам всегда можно найти одну параболу 3-й степени. Уравнение будет иметь вид:
Y (x) = D x³ + C x² + B x + A
Решение задачи состоит в поиске коэффициентов A, B, C и D. Имея данные по 4-м точкам грубого дискрета, мы получим систему 4-х уравнений с 4-мя неизвестными. Собственно говоря, наш микроконтроллер STM32F030F4P6 за 10 евроцентов (на объёмах 100000 штук в год) должен будет решать эту систему уравнений с частотой около 3 кГц. С частотой 3кГц происходит сэмплирование данных цифрового микрофона MP45 в проекте автора.
Имея математическое выражение функции мы всегда сможем передать её на выход с нужным нам временным и уровневым дискретом. Итак, для преобразования нам требуются данные по ближайшим 4-м точкам, подлежащим цифровому преобразованию. При этом мы будем восстанавливать только первую четверть сигнала.

MO DSP 2

Рис 2. Алгоритм увеличения дискретизации

Как только появляются новые данные цифрового микрофона, происходит очередное вычисление коэффициентов параболы. При этом, для поиска новой параболы используются 3 старых точки, которые использовались в предыдущих вычислениях и одна новая. Точки, по которым происходит восстановление сигнала проходят очередь FIFO. Код выглядит очень просто:

MO DSP 3

Рис 3. Код FIFO в проекте

Массив MP[] – это как раз точки, по которым будет производиться восстановление. Таймер 3 в проекте измеряет число импульсов цифрового микрофона. До цифрового преобразования производим усиление сигнала простым умножением его величины, после чего обнуляем счётчик.
Далее выполняется вычисление коэффициентов A, B, C, D по 4-м точкам:

MO DSP 4

Рис 4. Поиск коэффициентов A, B, C, D в проекте

Далее, по полученному уравнению происходит вычисление сразу 8-ми точек с высоким разрешением:

MO DSP 5

Рис 5. Восстановление функции. Код проекта

 Выходные данные процесса складываются в выходной буфер Sound_Buffer[]. Чтобы ядро гарантированно успевало произвести цифровую обработку, выходной буфер звуковых данных имеет двойную структуру: из одной части происходит воспроизведение информации, а в другой – вычисление последующих звуковых данных. Данные буфера попадают в регистр ШИМ одного из таймеров через DMA, т.е. аппаратно.

На рисунке 2 красными кругами выделен излом восстанавливающей кривой, который возникнет после нового вычисления. Этот излом даст характерный спектр шумов. Чем будет выше порядок полинома = больше точек, по которым будет восстановлен сигнал, тем меньше будет величина излома (излом виднее всего будет при вычислении переходных точек по прямой линии вида y(x) = Bx+A). Правда, при этом, вырастет количество вычислений. Более того, в процессе вычисления случается переполнение 32-битных чисел, поэтому возникает потребность в операциях с плавающей запятой. В текущем проекте без оптимизации нагрузка ядра составляет примерно 70% времени. Время работы измерялось встроенным в ядро таймером SysTick. В силу того, что качество выходного звука существенно стало выше, автор принял решение использовать полином 4-й степени.

Стоит отметить, что математические вычисления можно оптимизировать. Например, операция деления может замениться на сдвиговую с некоторыми оговорками. В вычислениях есть несколько операций производящих деление на число степени 2. Ядро Cortex M0 не имеет аппаратной функции деления, поэтому такая оптимизация даст существенный эффект.

По времени контроллер успевает решать 5-ти мерную систему уравнений, однако автор не исключает переполнения 32-битных чисел в некоторых ситуациях, тут требуется детальное изучение предельных возможностей располагаемого диапазона чисел. Кроме того вычисление 5-мерной системы уравнений приблизит загрузку ядра к заветным 100%.

MO DSP 6

В целом автор пришёл к выводу, что контроллер STM32F030F4P6 за 10 евроцентов пригоден для решения некоторых DSP задач.

Компания IC-Contract желает вам успешных разработок.

Получить более подробную информацию по продукции STMicroelectronics  вы можете, обратившись: 

E-mail:   Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Телефон: (343) 372-92-30 
Задать вопрос техподдержке вы можете на нашем форуме.

Время создания страницы: 0.056 секунд
Работает на Kunena форум